logologo
Читайте нас в соцсетях:

Вторая часть Международной резолюции КРДМС: о постсоветском пространстве и кризису в отношениях с РФ

Уже не русский и уже не мир

Молдавия и Приднестровье: энергетическая катастрофа

Прошедшие осенью выборы в Молдавии показали, что противостояние между сторонниками и противниками евроинтеграции остается актуальным, и ни одной из сторон не получается занять устойчивые позиции. Более того, несмотря на победу Майи Санду во втором туре, успех ей принесли исключительно зарубежные голоса из Европы, в то время как молдавские граждане в РФ были фактически лишены права голоса. Итог: в Молдавии будет продолжаться путь к евроинтеграции и усугублению энергетического кризиса в стране. Накаляются и отношения между Кишиневом и властями автономной Гагаузии — ярыми противниками евроинтеграции, которые опасаются, что ради вхождения в ЕС страна войдет в состав Румынии, что поставит под вопрос автономию самой Гагаузии.

Крупнейшие в Молдавии левые силы — социалисты и коммунисты — как обычно не пытаются никак аккумулировать полученные на выборах голоса половины жителей страны в какую-либо реальную силу, а потому никакого конструктивного решения назревшего политического кризиса не предвидится.

Энергетический кризис продолжается. С одной стороны Украина отказалась продлевать контракт транзита российского газа через свою территорию, а с другой «Газпром» отказался поставлять газ в Молдавию по причине отказа Кишинева оплачивать многомиллиардные задолженности. В связи с этим правительство Санду начало закупать топливо и электроэнергию преимущественно у Румынии, Украины и других стран Евросоюза, что сильно отразилось на бюджете и подорожавших платежках за ЖКХ у населения. В ПМР же ситуация еще более удручающая: страна находится фактически на грани гуманитарной катастрофы. Запасов топлива для ГРЭС ориентировочно должно хватить только до середины февраля, происходят веерные отключения электроэнергии и отопления.

И тут стоит отметить, что незадолго до этого на совещании с правительством по вопросу грядущего энергетического кризиса, по информации СВР РФ, Санду обсуждала необходимость разработки плана военной операции по захвату Приднестровья. Руководитель Молдавии, естественно, поспешила опровергнуть информацию российской разведки.

Армения и Азербайджан: Россия, мы больше не хотим с тобой играть

Армяно-Азербайджанский конфликт также никак не утихает. Несмотря на то, что Азербайджану удалось усилить свои позиции в Карабахе и надавить на Армению, — заставить подписать мирный договор полностью на своих условиях у Баку не получается. Это связано с тем, что Ереван переориентировался на страны ЕС и США. С последними также была подписана аналогичная грузинской (в 2009-м) и украинской (в 2021-м) хартия о стратегическом партнерстве.

Отдаление же от увязнувшей в украинском конфликте РФ продолжается: в августе 2024-го Армения заявила о заморозке своего членства в ОДКБ из-за неоказанной помощи в последних Карабахских конфликтах. Кроме того, правительство Армении официально одобрило вступление в Евросоюз, автоматически означающий выход республики из ЕАЭС.

Отношения РФ с Азербайджаном также не имеют позитивной динамики: принятые на фоне антимигрантской истерии новые правила о сокращении времени пребывания для иностранцев в РФ в два раза нашли зеркальный ответ со стороны Баку. Не улучшил дружбу между странами и упавший в Казахстане азербайджанский Embraer. Президент Алиев возложил основную ответственность на российскую сторону, не дожидаясь итоговых заключений профильных комиссий.

Таким образом, российское влияние в регионе убегает от РФ семимильными шагами, основными игроками остаются страны Европы, США и Турция, реализующая свои геополитические амбиции как непосредственно, так и через бакинскую марионетку Алиева.

В то же время азербайджанская сторона выражает недовольство закупкой французского вооружения Арменией, хотя военный бюджет Баку наращивал на 5% в 2023 году и на 6% в 2024 году. Очевидно, что, покуда продолжается беспорядок с границами в Арцахе, право нации на самоопределение игнорируется, ни о каком мире в Южном Закавказье говорить не приходится. Конструктивные же силы внутри Армении и Азербайджана, выступавшие бы не за вассальную присягу одному из империалистов, а за политику в интересах населения, способные остановить эти более чем 35 лет безумного кровопролития, не обладают никакой политической субъектностью.

Абхазия: сухой тростник снова вспыхнул

Неспокойны дела в Абхазии. Летом 2024-го парламент Абхазии забраковал выгодный для российских застройщиков закон «об Апартаментах». Вслед за этим Россия приостановила выплаты финансовой помощи, на которых фактически и держались государственный аппарат и социальные институты Абхазии, и стала продавать электричество по рыночным ценам, а также затребовала предоставлять всю информацию об антироссийски настроенной оппозиции в стране и принять инвестиционные соглашения для российского бизнеса.

Уже в ноябре в Сухуми начались массовые протесты против законопроекта, ознаменовавшиеся отставкой президента и отзывом принятых парламентом соглашений об инвестициях. То есть фактически подтвердив действующее положение вещей — отказавшись от зарплат бюджетникам, социальных выплат и покрытия потребностей в энергетики. Казалось бы, как это возможно? Вывод только один: природа протестов не была естественной.

И вот спустя месяц после протестов правительство Абхазии бьет набат: в стране нечем платить бюджетникам, а электричество скоро кончится даже с максимальной экономией — назревает гуманитарная катастрофа. Спустя время РФ все же частично возобновила поставки, однако нехватка еще остается острой. Можно констатировать, что российское правительство будет продолжать шантажировать Абхазию и постепенно добьется желаемого, однако сам факт того, что приходится прибегать к таким мерам по отношению к государству-сателлиту — тревожный звоночек о том, что и на этом фронте РФ теряет контроль.

О чем мечтает Грузия

В Грузии в мае 2024-го был принят закон об иноагентах, а в октябре состоялись парламентские выборы, на которых подавляющее большинство мест получила правящая партия «Грузинская мечта», представляющая интересы местного капитала. Прозападная оппозиция вместе с Зурабишвили во главе вывела на улицы протестующих, считающих, что выборы были сфальсифицированы. Избранные оппозиционные депутаты отказались входить в парламент.

Несмотря на обвинения в работе на Россию, «Мечта» продолжает декларировать путь к евроинтеграции, правда, откладывая его до 2028-го года и заявляя, что справится со всеми препятствиями на пути к вхождению в ЕС исключительно собственными силами, без экономической помощи стран Европы. Также правящая партия предлагает обсуждение в целях возможных изменений принятого закона об иноагентах, но отказывается от требований ввести санкции против РФ.

Евросоюз и США не собираются уважать попытки Тбилиси проводить независимую и многовекторную внешнюю политику, вводя санкции и визовые режимы против грузинских граждан. Протесты продолжаются и после выборов нового президента — Зурабишвили призывает считать незаконными парламент, правительство и президента. Под демократическими требованиями 15 января была проведена предупредительная трехчасовая забастовка, в которой приняли участие преимущественно работники западных компаний. Однако нужно понимать, что возглавляет их ни разу не прогрессивная сила, а лишь лоббист западного империализма. Левые силы в Грузии традиционно не обладают никакой реальной силой.

Стоит также понимать, что буржуазные правительства ЕС и США, разумеется, пытаются дестабилизировать страну и сменить власть в Грузии не ради свободы и демократии. Основная цель — посадить собственных марионеток для беспрепятственного проведения своих инвестиционных проектов на территории Грузии, облегчения поставок вооружения в закипающую реваншизмом Армению, а также открытию «второго фронта» против РФ, будь то введение санкций, боевые столкновения или попытки влиять на ситуацию со спорной и нестабильной Абхазией.

Средняя Азия: что, даже там?!

Схожие пугающие тенденции имеются и в странах Средней Азии. Доли российского участия в экономике республик неуклонно снижается, попадая в активы Турецких, Европейских и Американских и Китайских компаний, а страны все больше приобщаются к НАТО, главным образом, посредством «тюркского большого брата» — Турции. Вместе с тем буржуазные правительства в разной степени навязывают русофобское и мусульманское религиозное образование, покрывают языковые патрули против русскоговорящих, отправляют армии на натовские учения, а в Казахстане строят огромное консульство в центре Алма-Аты, которое явно будет использовано не только для дипломатических целей, но и для установления политического контроля в регионе. В том числе и для сворачивания того самого пресловутого «параллельного импорта».

Отправной точкой для утраты влияния, безусловно, стало втягивание РФ в украинский конфликт, однако и внутренняя антимигрантская истерия настолько не способствовала налаживанию рушащихся связей, что охладила отношения даже с традиционно дружественным Таджикистаном. Получается, что единственной силой, желающей остановить превращение своей страны в подстилку иностранного гегемона — это борющийся рабочий класс, прежде всего Казахстана. В стране не прекращаются забастовки, голодовки, стачки под конструктивными требованиями призыва правительства к ответственности в исполнении социальной функции по отношению к своим гражданам, ренационализации предприятий и созданию благоприятных условий для работы. Имеется также потенциал для борьбы и в Киргизии, где из-за переноса производств из европейских стран были созданы новые рабочие места с «дешевой рабочей силой». Однако крайне проблематично сказать хоть что-то позитивное о других странах, традиционно гораздо более аграрных.