«Лучше победить без борьбы, чем с ней, а мир без борьбы — самый безопасный мир»
Президент Ли Чжэ Мён сделал это заявление в своем «Обращении к нации» на 21-й церемонии инаугурации.
И хотя его предшественник покинул пост со скандалом, Ли сам стал фигурантом пяти уголовных дел, в т. ч. связанных с коррупцией и переводом денег в КНДР. 26 марта апелляционный суд отменил приговор предыдущей инстанции, который мог стоить Ли Чжэ Мёну права баллотироваться в президенты. Тогда прокуратура подала жалобу. Верховный суд, согласно процессуальным нормам, должен принять решение до 26 июня. Хотя, какая теперь разница? Юридически господин Ли обладает президентской неприкосновенностью…
Рейтинг одобрения Ли Чжэ Мёна составил 58,6% за первую неделю. По сравнению с рейтингами одобрения бывших президентов за первую неделю рейтинг одобрения Ли оказался выше, чем у Юна (52,1%) и Пак Кын Хе (54,8%). В опросе Realmeter приняли участие лишь 2,5 тыс. чел., в то время как взрослое население Кореи составляет… около 38 млн чел. Но других опросов у меня для вас нет.
В партийной системе Кореи мы наблюдаем почти то же, что и в системе США: в Национальном Собрании Кореи так же есть консерваторы (партия «Сила народа») и демократы (по-простому «Тобуро»). Незначительное количество мест занимают либералы (12), национал-социалисты (4 места), осколок от «Силы Народа» партия «Новых Реформ», или «Хёкси Дан» (3 места), странный идеалист от партии одной цели, а также пара независимых депутатов. Еще одно гордое место принадлежит социал-демократу из рабочей партии «Нодон Дан», от которой, собственно, откололись национал-социалисты (соотношение мест см. диаграмму).
Диаграмма 1. Соотношение мест в Национальном Собрании РК
Что интересно, так это то, что внутри «Нодон Дан» существует неофициальная фракция радикальных левых — «Социалистическая Революционная Рабочая Партия» (это же РРП(к)!). Троцкисты это, или же нечто вроде эсеров, практикуют ли они тактику энтризма как «Militant» или оказались переваренными более крупной организацией — вопросы, требующие обширной аналитики формирования, развития и расколов левых сил в Корее.
Этот вопрос разберем в одной из наших следующих статей~
Ли победил на досрочных выборах 3 июня, в то время как Юн Сок Ёль проиграл. Зачем же нужны были досрочные выборы и вся эта суета с арестами?
Вернемся на пару лет назад. На Хэллоуин 2022 года в Итхэвоне случилась трагедия — давка, в результате которой погибли 158 человек. Народный гнев обрушился на власть за халатность и неспособность верхов быть этой самой властью. Итак, это — повод. Что с первопричинами?
Первая непосредственная проблема связана с коррупцией. Это буквально больная тема для всего госаппарата Кореи, обслуживающего интересы чеболей (1). Второй момент — конфликт вокруг внешней политики Юна из-за растущей геополитической напряженности. Юн встал на сторону западного империализма, поддерживал США и состоял в дружественных отношениях с Японией. «Тобуро» яростно критиковали Юна за его решения, но переизбрание Трампа придало ему уверенность, что он получит поддержку от американского друга.
Более глубокая причина — галопирующий экономический кризис. Резко возросли инфляция и безработица, повысились процентные ставки. Ответ правительства Юна на экономические проблемы был гениален: давайте примем жесткие меры! Привело это к тому, что многие молодые люди не смогли найти работу (динамику безработицы среди молодежи за 2024-2025 см. диаграмму), мелкие предприятия и ИПэшники обанкротились, профсоюзы в ярости, а рынок недвижимости так и остался никому не нужен!
Диаграмма 2. Динамика безработицы среди южнокорейской молодежи в 2024-2025 гг.
Протесты очень скоро стали антипрезидентскими. Администрация Юна детально прорабатывала сценарий введения военного положения для разгона людей и восстановления «порядка». Эти протесты были крупнейшими за годы и продемонстрировали резкое падение поддержки президента. Даже профсоюзы, которые традиционно ограничиваются только экономической борьбой, требовали вынесения Юну импичмента — корейские профсоюзы бастовали и активно участвовали в политических демонстрациях (в отличие от Сербии, где об участии профсоюзов в студенческих протестах не говорится ни слова). В самую напряженную ночь люди штурмовали парламент. Корейская Конфедерация Профсоюзов провела несколько дней уличных митингов. ККП также объявила о намерении провести всеобщую забастовку — но этого так и не случилось.
Оппозиция в лице демократов инициировала расследование действий властей во время трагедии в Итхэвоне. Юн Сок Ёль опасался, что это расследование обернется для него импичментом: введение военного положения приостановило бы работу парламента и любые расследования, имело бы хоть какую-то «благую» мотивировку (успокоить беспорядки) и передало бы всю полноту власти в руки военных.
А теперь сложим два плюс два: мы имеем страну, находящуюся в глубоком кризисе и в беспорядках при слабом президенте, который, очень вероятно, хотел дать отмашку военному контингенту, который аполитичным не является и в текущих реалиях являться не может. Таким образом, Южная Корея едва не оказалась страной, в которой установилась военная хунта! Юн Сок Ёль чуть не повторил 1979 год (2). Хороший способ блокировать импичмент в обход конституционных процедур!
Все обвинения и доказательства парламентского спецкомитета Юн Сок Ёль назвал фальсифицированной политической провокацией. Спустя долгие месяцы разбирательств чиновников выпустили из-под ареста, и импичмент состоялся: рейтинги рухнули глубже Марианской впадины. Провели досрочные выборы, в них победил демократ…
Юн Сок Ёль не ошибся с попыткой ввести ВП: он продемонстрировал логику системы в кризисе, когда народные массы выходят на улицы, создавая угрозу для институтов бизнеса и власти. Юна запомнят как бессильного президента, трясущегося при появлении на горизонте недовольного народа, — а лет через 50 никогда не вспомнят.
Вернемся к сегодняшнему дню. Тут надо отметить, какую программу проповедуют «Тобуро» и «Сила народа» по-настоящему. Спасибо, что никто не говорит про «левый поворот»! Я действительно хочу поблагодарить ту часть левого движения, которая не стала и не станет говорить о «левом повороте» Ли Чжэ Мёна. 고마워, товарищи!
Ли Чжэ Мён хоть и обещает много социальной поддержки населения, разрешения горы конфликтов, мира во всем мире, а также похвалить хороших и наказать плохих — левым это его ничуть не делает. «Тобуро» — отличный пример если не сэндвича с дерьмом, то кимпаба из собаки: там и социал-либеральные популисты, и колебания между культурным консерватизмом и прогрессивизмом, и левоцентристская политика (основанная на либерализме Нового курса, ха!), и экономический либерализм… И это лишь одна фракция — социал-либеральные популисты. В «Тобуро» существуют свои консерваторы и центристские реформаторы.
Нынешние корейские «республиканцы» склоняются к тому, чтобы брать пример с Трампа: они ровно так же эксплуатируют правозащитную инфраструктуру протестантских христиан с целью построить на этом свой фундамент поддержки. В этом заключается особенность южнокорейского радикально правого крыла. Республиканская программа включает шесть ключевых элементов: твердо проамериканская и прояпонская внешняя политика; ненависть к КНДР и им симпатизирующим; к Китаю и китайскому народу в целом; к ЛГБТК+ (3), разумеется; антимигрантские и антимусульманские настроения.
Есть ли в правящем классе раскол? Что ж, разумеется, сами они об этом не скажут, а явного раскола и противостояния мы пока не видим. Но внутри государственного аппарата между различными группами, представляющими разные типы капиталов, уже можно догадаться о противоречиях: промышленники, например, поддерживают прокитайский курс, что на самом деле очевидно. А вот финансовый капитал — это пример строго прозападной и прояпонской позиции в связи с глубокой интеграцией в западные финансовые рынки и зависимостью от японских инвестиций.
Можно ожидать, что Си захочет протестировать старый-новый курс Кореи на лояльность. Конечно, «Тобуро» не выступают за присоединение к Китаю — их можно назвать центристами, находящимися между аж тремя наковальнями в лице КНР, США и КНДР (ведь Ли Чжэ Мён намерен восстановить с Северной Кореей диалог!) И необходимость как-то существовать в таких условиях очень скоро развеет лавирование Ли прахом по склонам Пэктусан.
Нельзя сказать, что Ли станет успешным бонапартом, если он станет бонапартом вообще — в таких-то непростых условиях, когда лавировать получается не очень. Не предвидится раскола и внутри «Тобуро»: Ли Чжэ Мён гасит протестный потенциал, созданный его предшественником, откладывает решение системных проблем (прекариат, инфляция, закредитованность населения, кризис рынка недвижимости), разоружает пролетариат перед капиталом. Его риторика «мира» усыпляет бдительность перед величайшим мировым кризисом, но похоже, что партия с этим согласна.
Юн Сок Ёль пытался косплеить Чон Ду Хвана; Ли Чжэ Мён пытается косплеить Мун Чжэ Ина — но ни один из этих двоих не потрудился сделать поправку на разницу исторических и экономических условий. Учитывая яростную поляризацию корейского общества, глубокий социально-экономический кризис, взрывоопасную региональную обстановку и необходимость принимать непопулярные решения — как долго Ли Чжэ Мён сможет продавать миф о «мире без борьбы»? Южнокорейцы — рабочие заводов Samsung, политически активная молодежь, те, кто помнит, как власть едва не надела военные сапоги Итхэвоне — проснутся в реальности, где борьба — причем исключительно классовая – единственный способ выжить.
Победа Ли – не конец кризиса, а лишь новый раунд в долгой войне корейского народа за справедливость и урок для левых всего мира: буржуазная демократия, если ей грозит опасность быть выброшенной на обочину истории, без колебаний готова переодеться из бизнес-костюма в мундир.
(1) Чеболь (кор. 재벌) – это южнокорейский тип финансово-промышленных групп, представляющий собой крупные конгломераты, принадлежащие и управляемые одной семьей. Эти группы обычно состоят из множества формально независимых компаний, объединенных общим управлением и контролем.
(2) Переворот 12-12 — военный переворот, произошедший 12 декабря 1979 года в Республике Корея. Власть Чон Ду Хвана в конце концов спровоцировала знаменитое восстание в Кванджу в мае 1980.
(3) Данная организация запрещена и объявлена экстремистской на территории Российской Федерации
Источники
- https://www.korea.kr/news/policyNewsView.do?newsId=148944411
- https://en.yna.co.kr/view/AEN20250616002651315?section=national/politics
- https://countrymeters.info/ru/Republic_of_Korea
- https://isj.org.uk/south-korea/
- https://ru.tradingeconomics.com/south-korea/youth-unemployment-rate
- https://tass.ru/politika/23645235